Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 43

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 01.05.2024, 01:13
Приветствую Вас Гость | RSS

"Культурное наследие Мурома"

 сайт музея МОУ "СОШ №20" о. Муром Владимирской области 

Главная | Регистрация | Вход
Печать огненных лет


Урок – встреча

Тема: Печать огненных лет.

(поэзия военных лет и проза муромских авторов о войне)

Цель: 1.образовательная цель: учащиеся должны показать знание текстов произведений, умение их анализировать, определять основные темы военной поэзии, их роль в литературе.

2. Развивающая цель: а) развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи (новые знание – новые аспекты понимания), усиление коммуникативных свойств речи(экспрессивность, выразительность)

                                      б) развитие мышления: умение мыслить (сравнивать, сопоставлять, обобщать), развивать воображение.

3. воспитательная цель: а) формирование гуманных отношений на уроке

                                         б) развитее нравственных отношений на уроке

                                         в) формирование чувства патриотизма и гражданственности.

 

Ход урока.

I часть.

 

Слово учителя: Сегодня на уроке мы говорим о страшной, трагической для нашего народа войне 1941-1945 года. Как изменила она судьбы людей! Ваши ровесники со школьной скамьи шагнули в блиндажи и землянки, услышали грохот снарядов, разрывы бомб:

 

      Как это было!

      Как совпало –

      Война, беда, мечта и юность.

 

(звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики», исполняет вокальная группа класса)

 

Слово учителя: Совсем молодыми ушли на фронт студенты литературного института им.Горького, Московского университета – М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Уткин. Биографии их похожи. Школа – вуз – любовь к поэзии – война. Молодые поэты ушли на фронт и не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

     Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

 

- Почему?   (поэзия выразила потребность людей правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну, она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду).

 

- Какие темы интересовали поэтов? (любовь к родине, страшная правда войны, семья, дом, любовь).

 

Слово учителя: Сегодня мы поговорим о двух молодых поэтах – фронтовиках Н.Майорове и И.Уткине, т.к они были связаны с нашем городом.

 

Слово ученику: (рассказ о жизни и творчестве Н.Майорова)

 

- Как он был связан с нашим городом?

 

 

Слово ученику: Николай Майоров учился в МГУ, дружил с жительницей нашего города И.Л.Кротовой, был влюблен в ее подругу Ирину Пташникову. Ей он посвятил строчки:

 

Найти вещей извечные основы

Вдруг вспомнить жизнь

В лицо узнать ее

Прийти к тебе, и не сказав ни слова,

Уйти, забыть и возвратиться снова,

Моя любовь, могущество мое!

 

Слово И.Л.Кротовой: (ее воспоминания из книги «Люби»)

 

О своем поколении писал так:

 

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не до любив,

Не до курив последней папиросы.

 

     Когда началась война добровольцем ушел на фронт. С 22 октября по 8 ноября 1941 года был в нашем городе. Здесь были написаны такие стихи:

 

Мы все уставы знаем наизусть, что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового.

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

 

Погиб на фронте.

- Каким он был человеком?

Чтение фрагментов стихотворений.

 

     Иосиф Уткин (говорит ученик): Он был известным комсомольским поэтом, учился в литературном институте, в самом начале войны поехал на фронт военным корреспондентом. Был ранен под Брянском. У него осколком мины оторвало четыре пальца на правой руке. Как инвалид он подлежал не медленной демобилизации, но Иосиф научился печатать на машинке и даже писать левой рукой и добился чтобы его оставили в числе фронтовых журналистов.

 

Слово учителя: Уткин в Муроме. У В.И.Богатова есть воспоминания о встрече с Уткиным в Муроме в 1944 году он читал свои стихи в кинотеатре «Унион» («Луч»). Вот строки лирического письма любимой:

 

Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим внемля,

Не подумай, что это другая,

Это значит…сырая земля.

 

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, о родных были мысли фронтовиков.

 

Когда я вижу, как убитым

Сосед мой падает в бою

Я помню не его обиды

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

Он мертв уже, ему не больно,

А их еще письмом убьют.

 

Иосиф Уткин не вернулся с фронта. Он дорог нам, потому что был поэтическим наставником А.К.Гладкова.

 

Слово ученицы: В 1943 году была издана скромная книжечка о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской. Называлась она «народная героиня». Ее автор -  военный корреспондент, журналист Петр Лидов, который погиб на фронте через год после издания книги. 22 ноября 1941 года после зверских пыток и издевательств фашисты казнили мужественную партизанку. Ее имя связано с Муромской землей. У нас есть школьное сочинение Зои «Илья Муромец – богатырь земли русской» о нашем знаменитом богатыре.

    В после военные годы в Муром приезжала мать Зои, Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Она рассказывала Муромским школьникам о юношеских годах Зои.

(демонстрация фотографии матери Зои с жительницами Мурома)

Слово ученицы: Поэтесса Маргарита Алигер через несколько месяцев после опубликовании очерка создает поэму «Зоя». В 1942 году она была напечатана. Автор поэмы за 3 года до ее создания посетила наш городи и написала о нем хорошее лирическое стихотворение:

 

В декабре заснеженном и хмуром,

В темноте, в бессоннице, в бреду,

Дай-ка мы припомним город Муром,

Старый мостик в городском саду.

 

В городском саду цвели девчата

В летней неприкрашенной красе,

Хлопали проделкам акробата

В огненном высоком колесе.

 

     В 1942 году наш земляк А.К.Гладков создал пьесу «Бессмертный». Она о небольшом партизанском отряде, состоявшем из студентов московских вузов. Одна из героинь пьесы Леночка Москвина, уйдя в разведку, попадает к фашистам, ей 18 лет, она только начинает жить, но попав к врагу, мужественно выносит пытки, не выдает отряд. Героиня погибает на виселице.

( отрывок из пьесы «Бессмертный» исполняют учащиеся класса)

II часть.

 

 А каким был наш город в войну? О чем думали, что переживали люди, жившие в нем в то суровое время?

 

А.В.Крылова знакомит учащихся со страницами дневника своего мужа Н.С.Крылова , датированных декабрем 1943 года.

 

 

   Слово журналисту А.А.Удалову (история создания рассказа «Синий цвет подвига».)

Вопросы классу:

- сюжет

- проблематика

- настроение

- изобразительно-выразительные средства

     Вопросы автору задают учащиеся.

 

   

Слово краеведу  А.В.Крыловой (история создания очерка «Чудом воскресшая»).

Вопросы классу:

- особенности очерка как публицистического жанра

- сюжет

- способы изображения главной героини очерка

Вопросы автору задают учащиеся

 

Слово учителя: Я думаю, что сегодняшний разговор помог вам по-новому посмотреть на военную литературу. Еще раз вспомнить людей, которым мы обязаны своей мирной жизнью.

Читает ученица:

С чего начинается память-

С берез?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если- со слез!

А если- воздушной тревоги!

А если- с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростертых!

А если- с недетского знания –

Как

Живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память.

 

 

Звучат песни военных лет.

 

Домашнее задание:

 

1.     Собрать и оформить материал о Н.Майорове и И.Уткине для экспозиции школьного музея.

2.     Написать сочинение-эссе «Война и юность»

3.     Прочитать стихи о войне К.Симонова и А.Фатьянова, сделать филологический анализ любимого стихотворения этих авторов.

 

    


Copyright MyCorp © 2024