Печать огненных лет
Урок – встреча
Тема: Печать огненных лет.
(поэзия военных лет и проза муромских авторов о войне)
Цель: 1.образовательная цель: учащиеся должны показать знание текстов произведений, умение их анализировать, определять основные темы военной поэзии, их роль в литературе.
2. Развивающая цель: а) развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи (новые знание – новые аспекты понимания), усиление коммуникативных свойств речи(экспрессивность, выразительность)
б) развитие мышления: умение мыслить (сравнивать, сопоставлять, обобщать), развивать воображение.
3. воспитательная цель: а) формирование гуманных отношений на уроке
б) развитее нравственных отношений на уроке
в) формирование чувства патриотизма и гражданственности.
Ход урока.
I часть.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы говорим о страшной, трагической для нашего народа войне 1941-1945 года. Как изменила она судьбы людей! Ваши ровесники со школьной скамьи шагнули в блиндажи и землянки, услышали грохот снарядов, разрывы бомб:
Как это было!
Как совпало –
Война, беда, мечта и юность.
(звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики», исполняет вокальная группа класса)
Слово учителя: Совсем молодыми ушли на фронт студенты литературного института им.Горького, Московского университета – М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Уткин. Биографии их похожи. Школа – вуз – любовь к поэзии – война. Молодые поэты ушли на фронт и не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
- Почему? (поэзия выразила потребность людей правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну, она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду).
- Какие темы интересовали поэтов? (любовь к родине, страшная правда войны, семья, дом, любовь).
Слово учителя: Сегодня мы поговорим о двух молодых поэтах – фронтовиках Н.Майорове и И.Уткине, т.к они были связаны с нашем городом.
Слово ученику: (рассказ о жизни и творчестве Н.Майорова)
- Как он был связан с нашим городом?
Слово ученику: Николай Майоров учился в МГУ, дружил с жительницей нашего города И.Л.Кротовой, был влюблен в ее подругу Ирину Пташникову. Ей он посвятил строчки:
Найти вещей извечные основы
Вдруг вспомнить жизнь
В лицо узнать ее
Прийти к тебе, и не сказав ни слова,
Уйти, забыть и возвратиться снова,
Моя любовь, могущество мое!
Слово И.Л.Кротовой: (ее воспоминания из книги «Люби»)
О своем поколении писал так:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не до любив,
Не до курив последней папиросы.
Когда началась война добровольцем ушел на фронт. С 22 октября по 8 ноября 1941 года был в нашем городе. Здесь были написаны такие стихи:
Мы все уставы знаем наизусть, что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового.
И пусть не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Погиб на фронте.
- Каким он был человеком?
Чтение фрагментов стихотворений.
Иосиф Уткин (говорит ученик): Он был известным комсомольским поэтом, учился в литературном институте, в самом начале войны поехал на фронт военным корреспондентом. Был ранен под Брянском. У него осколком мины оторвало четыре пальца на правой руке. Как инвалид он подлежал не медленной демобилизации, но Иосиф научился печатать на машинке и даже писать левой рукой и добился чтобы его оставили в числе фронтовых журналистов.
Слово учителя: Уткин в Муроме. У В.И.Богатова есть воспоминания о встрече с Уткиным в Муроме в 1944 году он читал свои стихи в кинотеатре «Унион» («Луч»). Вот строки лирического письма любимой:
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим внемля,
Не подумай, что это другая,
Это значит…сырая земля.
Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу, о родных были мысли фронтовиков.
Когда я вижу, как убитым
Сосед мой падает в бою
Я помню не его обиды
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже, ему не больно,
А их еще письмом убьют.
Иосиф Уткин не вернулся с фронта. Он дорог нам, потому что был поэтическим наставником А.К.Гладкова.
Слово ученицы: В 1943 году была издана скромная книжечка о бессмертном подвиге Зои Космодемьянской. Называлась она «народная героиня». Ее автор - военный корреспондент, журналист Петр Лидов, который погиб на фронте через год после издания книги. 22 ноября 1941 года после зверских пыток и издевательств фашисты казнили мужественную партизанку. Ее имя связано с Муромской землей. У нас есть школьное сочинение Зои «Илья Муромец – богатырь земли русской» о нашем знаменитом богатыре.
В после военные годы в Муром приезжала мать Зои, Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Она рассказывала Муромским школьникам о юношеских годах Зои.
(демонстрация фотографии матери Зои с жительницами Мурома)
Слово ученицы: Поэтесса Маргарита Алигер через несколько месяцев после опубликовании очерка создает поэму «Зоя». В 1942 году она была напечатана. Автор поэмы за 3 года до ее создания посетила наш городи и написала о нем хорошее лирическое стихотворение:
В декабре заснеженном и хмуром,
В темноте, в бессоннице, в бреду,
Дай-ка мы припомним город Муром,
Старый мостик в городском саду.
В городском саду цвели девчата
В летней неприкрашенной красе,
Хлопали проделкам акробата
В огненном высоком колесе.
В 1942 году наш земляк А.К.Гладков создал пьесу «Бессмертный». Она о небольшом партизанском отряде, состоявшем из студентов московских вузов. Одна из героинь пьесы Леночка Москвина, уйдя в разведку, попадает к фашистам, ей 18 лет, она только начинает жить, но попав к врагу, мужественно выносит пытки, не выдает отряд. Героиня погибает на виселице.
( отрывок из пьесы «Бессмертный» исполняют учащиеся класса)
II часть.
А каким был наш город в войну? О чем думали, что переживали люди, жившие в нем в то суровое время?
А.В.Крылова знакомит учащихся со страницами дневника своего мужа Н.С.Крылова , датированных декабрем 1943 года.
Слово журналисту А.А.Удалову (история создания рассказа «Синий цвет подвига».)
Вопросы классу:
- сюжет
- проблематика
- настроение
- изобразительно-выразительные средства
Вопросы автору задают учащиеся.
Слово краеведу А.В.Крыловой (история создания очерка «Чудом воскресшая»).
Вопросы классу:
- особенности очерка как публицистического жанра
- сюжет
- способы изображения главной героини очерка
Вопросы автору задают учащиеся
Слово учителя: Я думаю, что сегодняшний разговор помог вам по-новому посмотреть на военную литературу. Еще раз вспомнить людей, которым мы обязаны своей мирной жизнью.
Читает ученица:
С чего начинается память-
С берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если- со слез!
А если- воздушной тревоги!
А если- с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если- с недетского знания –
Как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Звучат песни военных лет.
Домашнее задание:
1. Собрать и оформить материал о Н.Майорове и И.Уткине для экспозиции школьного музея.
2. Написать сочинение-эссе «Война и юность»
3. Прочитать стихи о войне К.Симонова и А.Фатьянова, сделать филологический анализ любимого стихотворения этих авторов.
|